Самооценка ребенка: формирование и развитие адекватной самооценки. Как поднять заниженную самооценку? Что делать, если завышена?

Автор | 05.12.2019

Мнение о себе, которое складывается у человека с самого раннего возраста, позволяет адекватно оценивать собственные силы, выполнять требования окружающих. Именно родители, оценивая поступки своего ребенка, влияют на самооценку своего малыша в будущем. В данной статье мы рассмотрим виды самооценки, выясним, как диагностировать нарушение самооценки у ребенка и озвучим советы специалистов, которые помогут сформировать адекватную самооценку у детей.

3 уровня самооценки детей

В психологии принято различать 3 уровня самооценки у детей. Вот некоторые особенности каждого из ее уровней у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Завышенная

Мальчик с завышенной самооценкой

Малыш переоценивает свои возможности. В поведении можно наблюдать признаки эгоцентризма. Ребенок учитывает только собственные ощущения и не обращает внимания на чувства окружающих. Любая критика вызывает у него бурю эмоций, ребенок постоянно навязывается, пытается привлечь внимание окружающих любыми способами. В коллективе привык быть в центре внимания, он проявляет агрессию по отношению к сверстникам, стремится к лидерству за счет унижения авторитета других детей.

Адекватная

Ребенок с адекватным мнением о себе не станет бояться пробовать новые увлечения и занятия. Если он попадает в сложную ситуацию, то пытается самостоятельно найти пути выхода из нее. Однако не исключает и возможность обратиться за помощью к взрослым. В состоянии признать собственные ошибки и проявляет стремление исправить допущенную оплошность. С удовольствием общается со сверстниками, не ставит целью унижать тех, кто не может дать отпор.

Заниженная

Ребенок отличается повышенной тревожностью, совершенно не верит в собственные силы и возможности. Родители замечают, что он чрезвычайно застенчив и скромен. Одной из черт характера таких детей является патологическая недоверчивость, они постоянно испытывают страх быть обманутым. Совместным играм с одногодками ребенок предпочитает одиночество, чрезвычайно обидчив и замкнут.  Совершенно не верит в собственные силы, поэтому предпочитает отказаться от занятий, которые могут вызвать сложности и для выполнения которых потребуются определенные усилия, уровень притязаний низкий. Постоянно настроен на негатив, в его речи можно услышать фразы: «У меня не выйдет», «Зачем вам такой плохой сын?».

Ребенок с заниженной самооценкой

Методики определения самооценки личности

Существуют диагностики и исследования, позволяющие определить нарушение самооценки у дошкольников и учеников начальной школы.

  1. Изучение самооценки в деятельности. Внимательный родитель может понаблюдать за своим ребенком и по некоторым признакам определить его уровень самооценки. Например, на отсутствие проблем с самооценкой указывают некоторые черты характера и особенности поведения дошкольника или младшего школьника. Такой ребенок весел, обладает чувством юмора, бодр, с удовольствием идет на контакт с другими людьми, во время игр с детьми активен, правильно реагирует на проигрыш. Если дошкольник, младший школьник предпочитает держаться в стороне от играющих, стесняется, неудачи и проигрыши его слишком сильно ранят, а детские обиды – частые гости в вашем доме, то, скорее всего, малыш страдает от заниженной самооценки. Ваш наследник всегда и во всем стремится быть первым и лучшим? Школьник в своей речи использует фразы: «Только я могу справиться с этой задачей!», «Я – самый сильный, ловкий, умный», безосновательно претендует на роль лидера в любом коллективе? Тогда речь идет о завышенной самооценке.
  2. Методика «Десять ступенек» («Лесенка»). Суть исследования состоит в том, чтобы ребенок старше 3 лет определил, на какой из 10 ступенек нарисованной лесенки он хотел бы себя разместить. Причем перед началом работы ему дается краткое пояснение, что на самых нижних находятся самые плохие дети. А на самых верхних – лучшие и достойнейшие из ребят. Когда малыш определил, где на этой лесенке его ступенька, можно сделать определенные выводы. Если испытуемый ставит себя с 1 по 3 ступеньку, то самооценка у него заниженная, если с 4 по 7 – адекватная, с 8 по 10 – завышенная. Эта диагностика не подходит для детей с ЗПР и умственной отсталостью.
  3. Оценочная игра «Имя». С помощью этой игры можно дополнить свои наблюдения за самооценкой дошкольника или младшего школьника. Предложите ему выбрать для себя имя. Быть может, малыш выберет то, которое ему по душе или даже оставит свое. Попросите дать пояснения, почему он хотел бы, чтоб его звали по-другому, что его не устраивает в своем имени. Психологи считают, что осознанный отказ от собственного имени указывают на недовольство собой и желание стать лучше.
  4. «Ситуативная диагностика». Малышу предлагают проанализировать ситуации, и смоделировать вариант поведения. Например: «Весь класс писал контрольную работу. Ты получил отличную отметку, а твой друг не справился с заданием, поэтому очень расстроен. Что бы ты сказал или сделал для того, чтобы успокоить товарища?» или «Ребята собирают команду для участия в соревнованиях, а тебя не приглашают. Как ты себя поведешь, что скажешь, чтобы тебя приняли в команду?». Проигрывание подобных ситуаций поможет родителям дать дополнительную информацию об уровне самооценки ребенка и научить малыша правильно вести себя в разных жизненных ситуациях в коллективе.
  5. Методика Захарова. Перед испытуемым кладут листок с нарисованными в ряд 8 кружками. Поясните малышу, что это люди и попросите указать, какой из этих кружочков – он сам. Оценочная шкала говорит о том, что если школьник указывает на 3 или 4 круг слева, то это значит, что он адекватно воспринимает себя и понимает собственную ценность. При выборе первого круга можно сделать вывод о завышенных притязаниях, а круги, выбранные после пятого – о заниженной самооценке.

Мама хвалит дочку во время рисования

Советы психологов родителям: формирование адекватной самооценки у детей

Когда у ребенка возникают проблемы с адекватным самосознанием, то на помощь родителям приходят специалисты-консультанты. Следующие советы помогут повысить самооценку.

  1. Привлекайте к работе. Не старайтесь оградить сына или дочь от повседневных забот. Пусть поливает цветы, убирает в комнате. Обязательно хвалите малыша, однако воздержитесь от тех поручений, выполнение которых ему не по плечу.
  2. Хвалите умеренно. Пусть поощрение и похвала звучат тогда, когда этого заслуживают. Не стоит нахваливать младшего школьника за быстро завязанные шнурки, если он давно уже умеет это делать. Иногда полезной является похвала авансом. Своими словами покажите, что вы ни на секунду не сомневаетесь в его силах и возможностях. Не хвалите из жалости или за то, к чему малыш не приложил никаких усилий.
  3. Поощряйте инициативу. Обязательно хвалите за желание сделать что-нибудь новенькое, стремление помочь близким.
  4. Учите собственным примером. Никогда не забывайте, что малыш берет пример с вас. Собственным поведением формируйте правильное отношение к неудачам.
  5. Избегайте сравнений. Никогда не сравнивайте собственного сына или дочь с другими. Лучше сравнивать его с самим собой только в прошлом. «Вчера у тебя еще не выходили эти крючочки, а сегодня они прекрасно получаются».
  6. Проявляйте любовь. Даже если вы очень любите своего малыша, но скупитесь на проявление чувств, у него не сможет сформироваться позитивная самооценка.
  7. Интересуйтесь его мнением. Спрашивайте совета у сына или дочери в любых семейных вопросах, пусть выскажет свои мысли. Старайтесь выполнять пожелания и советы своего ребенка. Признавайте, если вы неправы.
  8. Не ограждайте от неприятностей. Переживание негативного опыта полезно для адекватной оценки собственных сил.
  9. Различайте поступки и характер. Не оценивайте личность, а давайте оценку его поступкам. Избегайте фраз: «Ты плохой мальчик!». Лучше сказать: «Ты плохо поступил!»
  10. Избегайте насилия и криков. Никогда не наказывайте физически, не прибегайте к словесному унижению в процессе воспитания.

Как поднять самооценку ребенка — Советы Дмитрия Карпачева

Известный телеведущий, психолог дает несколько рекомендаций родителям детей с пониженной самооценкой, которые помогут ее скорректировать.

  • Самооценка формируется в раннем возрасте. Начинать работу по ее формированию нужно уже в период с 2 до 3 лет. Для формирования мнения о себе важна привычка родителей своим поведением показывать, что в семье его уважают. В этом возрасте у ребенка формируется мнение о норме отношения к нему.
  • До возраста 3 лет ребенок не знает, кем он является, какой он человек. Только на основании того, что о нем говорят мама и папа, как они с ним разговаривают, он формирует отношение к самому себе. Когда родители длительный период транслируют малышу, что он молодец, в него верят и не сомневаются в его силах, то он начинает в это верить.
  • Нормы отношения к дошкольнику, заложенные с самого детства, влияют на выбор, который потом делают наши дети во взрослой жизни. Семейные отношения, работа, которые будут у вашего наследника в будущем, однозначно зависят от того, какое представление о норме у них сформируют родители.
  • Используйте позитивные посылы. Чаще произносите: «Ты молодец!», «Какой ты у меня находчивый!», «Не переживай, в следующий раз все обязательно получится. Я в этом абсолютно точно уверена!». Избегайте проявления неуважения к дошкольнику, безразличного отношения к его личности.

Неуверенность в собственных силах, как и завышенное самомнение не принесут малышу пользы в будущем. Поэтому важной задачей родителей является развитие у детей и подростков адекватного отношения к самому себе.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *