Как научить ребенка обращаться с деньгами? Как объяснить, что такое деньги и научить ими пользоваться? Советы психологов

Автор | 09.02.2020

В старшем дошкольном возрасте малыш начинает интересоваться деньгами, он просит у родителей монетки, чтобы купить что-нибудь самостоятельно. Как сформировать у детей правильное отношение к деньгам, и нужно ли платить ребенку за домашние обязанности, поговорим в материале этой статьи.

Как сформировать правильное отношение к деньгам?

Ребенок с деньгами

Ответственным родителям стоит серьезно отнестись к развитию у детей финансовой грамотности. Ведь важно не только познакомить с понятием «деньги», но и научить считать средства, зарабатывать их, ценить, экономить.

  1. Если малыш 4-5 лет интересуется финансами, постарайтесь давать ему понятные и развернутые ответы. Ведь в этом возрасте они мало что знают о финансах. Стоит поговорить о том, что такое деньги, для чего они нужны, показать, чем отличаются фальшивые от настоящих. Поясните что для того, чтобы заработать, взрослые ходят на работу и выполняют там профессиональные обязанности. Предложите дошкольнику поиграть в банк или в магазин. Хорошо развивает финансовую грамотность игра «Монополия». Заведите копилочку и попросите крошку опускать туда ежедневно по монетке. Так вы сформируете понятие «накопления».
  2. Когда малыш пойдет в 1 класс, можно начинать учить обращаться с деньгами на собственном примере. Именно в этом возрасте дети копируют основные правила поведения с финансами со взрослых. Мамам и папам стоит проанализировать собственное отношение к финансам, перед тем как обучать этому сына или дочь. В этом возрасте необходимо учить правильно распределять накопленные средства. Если малыш решил накопить на новый гаджет или экскурсию, помогите ему собрать необходимую сумму с помощью карманных денег. Когда младший школьник отправляется за сладостями, отправляйтесь вместе с ним и на практике покажите, что цены на одни и те же товары в разных магазинах отличаются.
  3. В возрасте 10-12 лет необходимо познакомить школьников с определением «семейный бюджет». Поясните, как формируется доход и на что он тратится. Пусть он заполнит вместе с родителями квитанцию об оплате коммунальных услуг, примет участие в распределении зарплаты на разные нужды семьи.
  4. Став подростком сын или дочь могут попробовать самостоятельно зарабатывать средства. Пусть тинэйджер подыщет посильную работу на каникулы или подработает в свободное от учебы время. Важно, чтобы в юношеском возрасте работа не мешала полноценному образованию и не наносила вред здоровью подростка.

Негативное влияние денег на ребенка: как избежать?

деньги у ребенка в руках

Часто у юных потребителей складывается ошибочное представление о ценности денег, и малыш начинает брать их без спроса, вымогать или выпрашивать наличность. Чтобы избежать подобного отношения к финансам, следует учитывать следующее:

  1. Родители часто задаются вопросом: «За что можно давать или платить деньги детям?». Психологи считают, что оплачивать выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки неправильно. Лучше делать выплаты еженедельно в качестве карманных средств.
  2. Давайте школьнику на карманные расходы столько, сколько возможно с учетом суммы семейного бюджета. Важно чтобы он осознавал цену финансовым ресурсам.
  3. Если подросток берет в долг, он должен понимать, что возвращать их все равно придется. И лучше в установленный срок, ведь друзья могут попросту перестать доверять.
  4. Когда малыш просит у вас что-то сверх карманных расходов, не стоит говорить, что у вас финансовые затруднения, особенно если в вашем кошельке он заметил крупные купюры. Объясните, что все средства до зарплаты в семье распланированы, и возможности приобрести что-то сверх бюджета, у вас сейчас нет.
  5. Для того чтобы пресечь попрошайничество учите ребенка распределять финансы. Перед тем как отправиться за покупками расскажите, что именно вы там собираетесь купить и сколько средств на это потратить.
  6. Во время совместных путешествий дайте малышу пару купюр, чтобы он смог самостоятельно купить сувениры для своих друзей.
  7. Давая средства, не указывайте, на что именно они должны быть потрачены.
  8. Если сын решил накопить на какую-либо серьезную и долгожданную вещь, помогите ему собрать необходимую сумму. Например, можно позволить класть в копилку сдачу. Ведь для того, чтобы осуществить свою мечту он может пойти на воровство или вымогательство.
  9. В ситуации, когда малыш решил потратить сумму, которую копил на другие нужды, не стоит его останавливать или запрещать покупку. Однако донесите до него мысль, что долгожданной вещи ему не купят. С этим придется смириться.
  10. Если ребенок забрал содержимое вашего кошелька без спроса, проведите с ним серьезный разговор. Не угрожайте уголовной ответственностью или физическим наказанием. Объясните, что доверие к нему при подобных проступках будет потеряно, ведь те средства, которые он взял, были необходимы для важных для семьи трат: покупки нового телевизора, зимней одежды или ремонта автомобиля.

Советы психологов по теме «Ребенок и деньги»

Девочка распределяет деньги

Многие специалисты изучали проблему воздействия материальных благ на малышей. Чтобы научить ребенка пользоваться деньгами, считать их и знать им цену, следует учитывать следующие советы:

Психолог Зденек Матейчек

Психолог из Чехии Зденек Матейчек советует позволить школьнику самостоятельно распоряжаться средствами, которые вы выделяете ему на карманные расходы. Отчет за это требовать не стоит. Кроме того, родителями создается финансовый фонд, который пополняется еще и малышом. Туда складываются личные накопления ребенка, средства, подаренные на праздники и так далее. Тратить накопления из фонда можно, но предварительно получив согласие взрослых. Еще один фонд – самый существенный заводят взрослые и предназначен он для долговременного хранения средств. В установленный срок содержимое этого фонда тратится на крупную покупку. Такое распределение финансов докажет ребенку реальную пользу сбережений, закалит его характер. Накопления можно переводить из фонда в фонд по взаимному согласию.

Дэвис и Тейлор

Психологи Дэвис и Тейлор считают, что карманные деньги можно начинать давать малышу не раньше 6-7 лет. Однако необходимо пояснить, на что именно должны пойти эти средства. Каждый год размер выплаты должен расти, лучше приурочить это событие ко Дню Рождения. Малышам финансы выдаются еженедельно, а подросткам ежемесячно. Не нужно платить этими деньгами за отметки в школе или выполнение домашних обязанностей. Однако и не следует их отнимать в случае проступка. Если ребенок потратил выданную ему сумму, добавлять средства непедагогично.

Дмитрий Карпачев

Дмитрий Карпачев отмечает, что малышу с юных лет необходимо прививать мысль, что в жизни любого человека есть вещи, которые гораздо важнее, чем финансы. Сообщать, что деньги вовсе не важны, не стоит, это обесценивает их суть. Сегодня хорошее образование не гарантирует финансовой состоятельности в будущем. Поэтому с самого раннего детства важно сформировать качества, которые помогут ему быть финансово независимым: самооценку и верное отношение к денежным выплатам. Этому способствует личный пример и отношение родителей к финансам. Дайте понять, что ассигнования нужно не только копить, но и зарабатывать.

Ошибки родителей при формировании правильного отношения к деньгам

Дмитрий Карпачев и многие прогрессивные психологи считают, что в процессе обучения детей умению ценить деньги, родители могут допустить некоторые ошибки:

  • Не стоит постоянно отказывать в покупке вещей, о которых он мечтает. В этом случае, как только в руках малыша окажутся купюры и монеты, сработает «ментальный дефицит» и он сразу же потратит все до копейки. Просто предложите накопить средства на то, что он желает купить.
  • Мысль, что финансы несут только негатив, заставят вашего сына или дочь во взрослой жизни сразу же избавляться от «вселенского зла», как только оно попадет в его руки. Ни о какой рациональности при распоряжении наличности в этом случае речь не идет. Поясните, что материальные блага — это не плохо и не хорошо. Они всего лишь позволяют решать проблемы, которые возникают ежедневно: питание, покупка одежды, образование и так далее.
  • Ставить финансы во главу угла тоже не стоит. Так формируется жадность. Объясняйте подросткам, что финансовые ресурсы хоть и важны, но с их помощью невозможно получить здоровье, любовь или дружбу.
  • Удовлетворение любых просьб о покупке. К сожалению, запросы постоянно растут. Вскоре вы не справитесь с этой функцией. Донесите мысль, что ассигнования необходимо зарабатывать, они не появляются просто так.

Начните формировать правильное отношение к деньгам как можно раньше. Это поможет избежать развития таких негативных качеств как расточительность, жадность, стремление к азартным играм.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *