Эмоциональная сфера у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: особенности формирования и развития, коррекция, диагностика

Автор | 24.09.2018

Данная статья будет интересна педагогам и заботливым родителям ребенка дошкольного возраста, которые заботятся о его эмоциональной сфере. В жизни любого человека эмоции играют важную роль. Чувства помогают малышу воспринимать окружающий мир и показать взрослым свои переживания.

Особенности формирования эмоциональной сферы дошкольника

Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

  • Контроль над эмоциями. С возрастом чувства ребенка меняются: он становится менее порывистым, а поведение его более осмысленным. Уже с трехлетнего возраста (младший дошкольник) малютка осознает требования взрослых и может вести себя «примерно». Но родителям не нужно надеяться, что он будет это делать постоянно. Час от часу малыш может позволить себе расплакаться, хотя с возрастом истерики в его поведении происходят все реже.
  • Мотив. Меняется и мотив его деятельности. Если раньше малыш складывал мнение о себе лишь по оценкам взрослых, то теперь он может наслаждаться положительной реакцией окружающих на его поступки.
  • Неречевые приемы. Дошкольник учится пользоваться неречевыми приемами общения: мимикой, пантомимикой, интонацией. Благодаря этому он может глубже понимать, какие эмоции испытывает другой человек.
  • Приоритеты. Ребенок развивает умение контролировать собственное поведение, он, наконец, в состоянии воспринять высказывания взрослых о том, что такое хороший поступок, а что такое плохой.
  • Настроение. За день дошкольник может менять настроение несколько раз. На смену веселому беззаботному смеху приходит приступ отчаянья, а через несколько минут малыш снова хохочет от радости. Такое явление совершенно нормально для детей данного возраста.
  • Долг. К 5  годам (средний дошкольник) начинается формирование чувства долга. Кроха осознает те требования, которые выдвигает ему общество. Анализируя данные правила, ребенок формирует свои нормы поведения в социуме.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

папа и младший дошкольник

Несколько советов по развитию эмоциональной сферы дошкольников:

  • Создавайте условия для общения карапуза со сверстниками, ведь из-за недостатка эмоциональной связи с другими детьми развитие у ребенка может задержаться. Отношение с окружающими позволяет малышу формировать собственные чувства: радость, сострадание, гнев.
  • Быстрее всего эмоции у малютки развиваются в игре. Проследите за тем, чтобы игры были полны переживаний.
  • Постоянно интересуйтесь, какие чувства испытал сегодня малыш: из-за чего расстроился, почему плакал.
  • Когда Вы что-то требуете от дошкольника, попытайтесь объяснить ему для чего это необходимо. Малыш готов выполнять Ваши просьбы, но при отсутствии мотивации к действию со стороны взрослых, он может легко впасть в истерику.
  • После напряженного и трудного дня шестилетки (старший дошкольник) по поведению будут напоминать четырехлетних карапузов. Это нормальная реакция на переутомление нервной системы. Воля ребенка еще не сформирована, и малыш от усталости не в силах контролировать свои эмоции. Позвольте ему некоторое время побыть крошкой, подарите ему в эти моменты всю свою ласку и заботу.
  • Смена настроения присуща дошкольникам. Однако если депрессивные состояния затягиваются на несколько дней, то лучше отвести ребенка на прием к психологу.
  • Отношение взрослых влияет на эмоциональное благополучие малыша. Когда взрослые с уважением относятся к личности ребенка, то он растет спокойным, уравновешенным, уверенным в себе человеком.
  • Не нарушайте привычный уклад жизни дошкольника. Нарушение режима дня или другие изменения могут вызвать у него чувство тревожности, страх, замкнутость.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Изучить уровень развития эмоциональной сферы могут как психологи учреждения, так и сами родители.

  • Тест тревожности Амена. Малышу предлагается несколько картинок, где контуром изображены дети в разные моменты: на занятиях, в игре, во время беседы с воспитателем. Ребенок должен вообразить лицо у детей на рисунке: радостное или печальное, и ответить, почему он так считает. Если кроха на большинстве картинок отмечает негативные проявления, то можно говорить о повышенной эмоциональной тревожности испытуемого.
  • Цветовой тест Люшера. Ребенок показывает с помощью цвета свое отношение к описываемой ситуации.
  • Рисуночные тесты. Диагностика проходит в два этапа: рисование и обсуждение. Дается тема для рисунка, например, «Я на занятии», «Дорога в детский сад». Время на иллюстрацию не ограничивается. Специалист записывает все события, которые происходят во время работы малыша: как часто делал паузы, что вытирал из рисунка, комментарии маленького художника. После окончания работы ведущий интересуется тем, что нарисовал малыш, кого изобразил рядом, какие эмоции испытывают герои картинки и почему.

Эмоции дошкольников

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

  • Игры для устранения эмоционального перенапряжения. Во время таких упражнений дошкольник учится показывать свои чувства с помощью слов и жестов. Например, в игре воспитатель предлагает участникам обнять своего товарища и погладить его по плечу или по голове. Либо, танцуя в кругу, дети пытаются движениями показать печального мишку или счастливую белочку.
  • Психогимнастика. Упражнения, которые поочередно вызывают напряжение и расслабление, помогут произвести релаксацию мышц и снять нервное возбуждение.
  • Музыкотерапия. Классическая музыка настраивает малыша на позитивный лад и нейтрализует депрессивные состояния.
  • Игры на имитацию настроения.
  • Массаж точек на ладонях, лице, макушке, под коленной чашечкой.

Полноценное и правильное развитие эмоциональной сферы чрезвычайно важно для формирования личности дошкольника. Ведь оно влияет на познавательные процессы, мотивацию поведения ребенка.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Опубликуй её в социальной сети