Как правильно помогать ребенку при выполнении домашнего задания? Что можно и нельзя делать родителям?

Автор | 27.11.2019

Рано или поздно ваш малыш станет школьником. И перед вами встанет вопрос: «Как помочь школьнику выполнить домашнее задание, как правильно оказывать такую помощь?» В данной статье мы поговорим именно на эту тему.

Многие родители говорят: «Я сам делал уроки, никто мне не помогал, и учился я на одни пятерки». К сожалению, такая ситуация на сегодняшний день – редкость. И как бы нам не хотелось, чтобы наш ученик как можно скорее стало самостоятельным в этом вопросе, чаще всего первый год ребенок нуждается в помощи взрослого. Вы же не станете требовать от ребенка кушать ложкой аккуратно, если не научили его этого делать. Вот и выполнять домашнее задание тоже необходимо учить, но делать это так, чтобы при этом малыш не потерял интерес к обучению.

Что нужно делать?

Папа помогает дочке с ДЗ

Психологи дают родителям некоторые советы, которые помогут правильно организовать процесс приготовления домашней работы школьнику.

  1. Не делайте за ребенка. Самая распространённая ошибка взрослых – побыстрее выполнить задание за малыша. Домашняя работа предполагает закрепление тех знаний, которые он получил в школе на уроке. Даже если рисунок нарисован неряшливо, а поделка для урока труда кривобокая, не спешите ее переделывать. Только через полученную отметку он сможет адекватно оценить результат своей работы. Лучше проанализируйте, что в следующий раз стоит сделать аккуратнее, а что исправить.
  2. Ограничивайте время. Без ограничения невозможно научить школьника планированию своей работы. Как часто мы слышим от родителей, что их «горе-ученик» с утра до вечера сидит за уроками. А на поверку оказывается, что ребенок попросту теряет время за рабочим столом, при этом много часов подряд «просиживая штаны». Учите детку засекать время на выполнение уроков, чтобы оставалось время на отдых или посещение секций.
  3. Держите себя в руках. Повышая на малыша голос, вы только усугубляете ситуацию. Начинающий школьник только учится, а значит, обязательно сделает ошибку. Если школьник не в состоянии сам отыскать ошибку, нужно указать на нее и выделить немного времени на отдых: слегка размять спину, сделать упражнения для глаз или пальчиковую гимнастику. Это поможет сконцентрировать внимание для дальнейшей работы.
  4. Учитывайте темперамент. Это аспект очень важен при школьных занятиях. Родители должны понимать, в каком темпе может работать их малыш. Слишком медлительных учеников не нужно торопить, а стоит приучать их к увеличению темпа постепенно. А крики и ругань в этом вопросе не помогут.
  5. Создайте условия. У школьника должно быть оборудовано удобное рабочее место, где ему комфортно и никто не мешает. Важно, чтобы мебель соответствовала его возрасту и не портила осанку малыша. По возможности уберите из этого мест все отвлекающие факторы: игрушки, компьютер, телевизор. Выполняйте уроки только тут. Не отвлекайте его посторонним шумом, комментариями. Нет нужды постоянно «стоять над душой» и контролировать каждое движение ребенка.
  6. Окажите помощь. На первых порах с ребенком нужно будет выполнять задание на дом вместе. Ведь от спокойствия первых шагов в школе будет зависеть весь процесс дальнейшего обучения.
  7. Формируйте привычку. Выполнение заданий на дом – это тоже привычка. Не жалейте сил на ее формирование. Будьте терпеливы, не повышайте голос.
  8. Следите за порядком. Содержите рабочее место малыша в порядке. Складывайте ручки, линейки, карандаши справа, а книги и тетрадки – слева на столе. Лишние принадлежности кладите в ящики стола, чтобы не мешали.
  9. Читайте вслух. Приучите школьника вслух прочитывать задание упражнения. Это концентрирует внимание и снижает уровень тревожности.
  10. Используйте часы. Песочные часы или таймер помогут сформировать у ребенка умение быстро и не отвлекаясь выполнять задание на дом. Они будут напоминать о том, сколько времени осталось на домашнюю работу.
  11. Добивайтесь аккуратности. Следите за тем, чтобы работы в тетради были выполнены аккуратно и без помарок. Не приучайте малыша с первых лет обучения выполнять домашнюю работу «спустя рукава».
  12. Дайте отдохнуть. Не стоит усаживать за уроки сразу после школы. Дайте возможность школьнику часок отдохнуть и заняться другой деятельностью. Оптимальное время для занятий: с 15 до 17 часов.
  13. Постепенно давайте свободу. Не взваливайте на себя ответственность за выполнение задания на дом, формируйте самодисциплину. Просто будьте рядом, постепенно отдаляясь от процесса. Меньше вмешивайтесь и не подсказывайте верный ответ на вопрос. Обязательно учите школьника находить источники информации, ведь через несколько лет вам будет сложно вспомнить школьную программу и помочь с выполнением домашнего задания.
  14. Поощряйте достижения. Обязательно хвалите за то, что получилось хорошо. Поясняйте, что исправить ошибки очень просто, учите, как правильно их избегать. Поощрение всегда действует гораздо лучше, чем наказание.
  15. Показывайте пример. Если вы будете проявлять интерес к наукам, то ваш школьник будет брать пример именно с вас. Чаще смотрите с малышом научно-популярные фильмы, читайте энциклопедию.

Счастливый первоклассник за уроками

Советы психолога Карпачева

Что не приветствуется, но допускается

Оказывая первую помощь при подготовке домашних заданий, можно допустить некоторые отступления от нормы.

  • При большой загруженности ребенка занятиями в секциях и кружках, можно поменять время работы над заданием на дом.
  • Вообще отменить домашнюю работу, если школьник болен.
  • При отсутствии полноценного рабочего места допустимо выполнение домашней работы за кухонным столом.
  • Если школьник устал, то допускается чтение родителями тестов и заданий упражнений.

Чего категорически нельзя делать?

Ребенок просит помощь при выполнении домашних заданий

Есть некоторые правила, которые нельзя нарушать при выполнении задания на дом со школьником, ни при каких обстоятельствах:

  • Наказывать и бранить за плохие отметки. Старайтесь воспитывать без криков и наказания.
  • Загружать выполнением уроков на целый день;
  • Включать телевизор или компьютер;
  • Порицать поступки педагога;
  • Заставлять долгое время читать. Лучше заниматься чтением небольшие по продолжительности промежутки времени.
  • Шантажировать, повышать голос на ребенка, угрожать расправой.

Заботливые родители должны не навязывать свою помощь в выполнении домашних заданий, а предлагать ее. Только так можно научить школьника самостоятельно справляться с домашней работой и не терять интерес к учебе.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *