Организация быта и условия для правильного физического развития и воспитания дошкольника

By | 23.06.2016

дошкольникДля детей любого возраста необходимо организовать здоровый быт в семье. Чтобы развитие ребенка в дошкольном возрасте проходило должным образом необходимо правильно воспитывать гигиенические навыки, качественно организовать режим дня, а также безошибочно проводить закаливания водой, воздухом и солнцем

 

Воспитание гигиенических навыков

дошкольник моет рукиЗабота о чистоте малыша преимущественно лежит на его матери. Но в этом возрасте уже можно терпеливо и настойчиво приучать детей самостоятельно выполнять некоторые требования гигиены. Почему же именно в этом возрасте? А все потому, что у детей появляется желание все делать самостоятельно. В этот момент родителям нужно идти навстречу всем стремлениям малыша, и не важно то, что маме это неудобно, и она может все это сделать сама, и в разы быстрее. Поверьте, через время, когда малыш научится все делать сам, вы почувствуете облегчение.

Ничем хорошим не закончится, если вы будете недооценивать возможности ребенка и делать все сами (например, умывать пяти-шестилетнего ребенка, раздевать или одевать его). Но также бывают случаи, когда родители ставят слишком сложные задачи своим детям. Поэтому нужно четко осознавать, что можно потребовать от ребенка на данном этапе его развития.

Благодаря детским садам удалось определить, какие гигиенические навыки можно выработать у детей 3-6 лет. Давайте рассмотрим их. А знаете ли Вы, по каким критериям стоит выбирать детский сад?

В 3 года можно спокойно начинать приучать ребенка самостоятельно умываться. В 4 дети уже должны запомнить порядок умывания. Полоскание рта с утра, после каждого приёма пищи и, соответственно, на ночь — все это должны уметь дети 3-4 лет. Еще в 3 года дети должны одеваться и раздеваться с минимальной помощью мамы или папы, а уже в 4 года — самостоятельно. Кроме этого дети уже должны уметь самостоятельно и аккуратно есть ложкой, а ближе к четырем годам можем учить пользоваться вилкой. Принимать пищу следует по чуть-чуть, тщательно пережовуя с закрытым ртом. После приёма пищи рот вытереть салфеткой.

В 5-6 лет дети уже должны уметь умываться не только самостоятельно, но и чисто и достаточно быстро.

Причесывать короткие волосы гребнем могут и дети 5 лет, а к 6 годам они справляются и с расчесыванием более длинных волос.

Старшие дошкольники (5-6 лет) уже умеют правильно пользоваться носовым платком (сморкаться в одну ноздрю, закрывая другую платком). С 5 лет следует приучать детей чистить на ночь зубы, а утром и после каждой еды полоскать рот.

Ребята легко научаются, раздеваясь, складывать одежду в определенной последовательности на стул. К 6-7 годам ребенок может, кроме того, самостоятельно почистить одежду и, возможно, даже пришить оторванную пуговицу.

мама и ребенок застилает постельПосле сна дети сами убирают свою постель. С пятилетнего возраста важно приучать их есть быстро, не отвлекаясь, хорошо и беззвучно (не чавкая) пережевывать пищу. К 6 годам ребенок уже может пользоваться во время еды ножом.

Дети охотно сами накрывают на стол и убирают со стола.

Надо облегчать детский труд по самообслуживанию: давать такую одежду, чтобы легко было надевать ее, чтобы пуговицы свободно застегивались; дать подходящую по размерам чашку, тарелку, ложку и т. д.

Детям легче научиться выполнять правила гигиены, если окружающая их обстановка приспособлена к этому. Например, возле умывальника есть полочка, на которую ребенок сам может поставить и взять, когда это надо, мыло, зубную щетку, кружку. А если кран высок,— подставить широкую, устойчивую скамейку.

Нелегко привыкнуть держать нос в порядке, если поблизости нет носового платка и надо разыскивать его. Карман для платка нужен и в платье, и в штанах, и в пальто.

Возвращаясь с прогулки, ребенок охотно обметает снег с обуви, если на входе есть маленький веник, вешает сам пальто на вешалку, соответствующую его росту.

Очень хорошо иметь дома все, что нужно ребенку для приведения в порядок костюма или для починки игрушек: ножницы подходящего размера, маленький наперсток, молоток, гвозди, клей и т. д.

Также необходимо объяснить ребенку, что порядок важно соблюдать не только в стенах дома или детского сада, но и на улице (не мусорить, не рисовать на стенах и заборах, не пачкать скамейки).

 

Режим дошкольников

режим дня дошкольникаВ семье необходимо установить точный режим (определенные часы для еды, сна, прогулок, игр и занятий) и приучить ребенка соблюдать его. Это будет способствовать укреплению здоровья, благоприятно воздействовать на воспитание организованности, дисциплинированности.

В период дошкольного развития закладывается основа правильного физического развития и здоровья, начинают появляться некоторые привычки и черты характера.

К основным сторонам режима детей относятся: питание, сон, пребывание на воздухе, игры и занятия.

Планируя режим для ребенка, следует помнить, что дошкольник должен питаться 4-5 раз в сутки, что завтракать необходимо не позже чем через час после сна, а ужинать — за 2 часа до сна. Затем в зависимости от общего распорядка жизни в семье надо определить время обеда, полдника и т. д.

Суточный рацион пищи необходим распределить так: за утренним завтраком ребенок должен съесть 20-25% всего дневного пищевого рациона, за обедом — 35-40%, в полдник — 10-15% и в ужин —20%.

Есть следует только в положенное время.

Необходимо обеспечить достаточную продолжительность сна детей: для трех-четырехлетних — 13-14 часов, для шестилетних — 12-13.  Пару часов от этого времени необходимо выделить на дневной сон. При этом нужно учитывать состояние здоровья детей. Ребенок, более слабый физически, нуждается в большем количестве часов сна. Детей надо укладывать не позднее 8-9 часов вечера. Обычно в спокойной обстановке они быстро засыпают.

Ежедневные прогулки — обязательное условие здорового быта ребенка. Он даже зимой должен быть на воздухе не менее 3-4 часов в день, а если возможно, то и больше.

Предельная температура воздуха, при которой можно гулять с детьми дошкольного возраста, зависит от привычки ребенка к климату, в котором он живет.

Дети, живущие в южной полосе СНГ, мерзнут и при 5-10 градусах мороза, тогда как северяне свободно гуляют при морозе -20 градусов и больше. Хуже переносят дети низкую температуру воздуха при большой влажности его и при сильном ветре. Однако при постепенном и осторожном подходе они привыкают к тому, чтобы выходить на воздух во всякую погоду.

В режиме важно предусматривать также чередование разнообразных по характеру игр и занятий. Шумные, подвижные игры должны сменяться более спокойными. Ближе к ночному сну хорошо что-нибудь почитать или рассказать детям, организовать какое-нибудь спокойное занятие (настольный строитель, кубики, рисование и т. и.).

Примерный режим ребенка в семье

Подъём8 часов
Завтрак8 часов 30 минут
Игры, самостоятельные занятия9-10 часов
Прогулка10 часов - 12 часов 30 минут
Обед13 часов
Дневной сон13 часов 30 минут - 15 часов (у младших дошкольников до 15 часов 30 минут
Полдник16 часов
Прогулка16 часов 30 минут - 18 часов
Ужин18 часов 30 минут
Самостоятельные игры19 часов - 20 часов 30 минут
Ночной сон21 час - 8 часов

Закаливание в дошкольном возрасте

Детей надо приучать пользоваться воздухом, водой, солнцем в их повседневной жизни. Кроме того, следует проводить специальные меры закаливания: воздушные, солнечные ванны, водные процедуры.

Можно выбрать то, что более подходит к условиям жизни семьи.

Как приучать детей в помещении к свежему воздуху?

Прежде всего надо следить за тем, чтобы воздух в комнате постоянно освежался. Как правило, в зимнее время нужно основательно проветривать ее не менее 3 раз в день — утром, среди дня и вечером. Не надо бояться открывать форточку во время сна детей — в морозную погоду их можно укрыть теплее обычного.

Полезно время от времени открывать в присутствии ребят ненадолго форточку и в то время, когда они не спят. В яслях, детских садах поступают следующим образом: в комнате, где играют дети, всегда висит на стене градусник; как только температура воздуха при открытой форточке снизится по сравнению с обычной на два-три градуса, ее закрывают. Так делают несколько раз в день.

В помещении с температурой воздуха +17-18 дети должны носить одежду, состоящую не более чем из трех слоев.

Зимняя одежда во время прогулки должна быть теплой, но легкой и не стесняющей движений.

Грустное зрелище представляет ребенок, одетый в тяжелое, длинное, «на рост» сшитое пальто, с обмотанным вокруг шеи толстым теплым шарфом. Он стоит в стороне от играющих детей, так как чувствует свою неповоротливость, неуклюжесть. Ему становится холодно, несмотря на «сто одежек», и он просится домой. Иногда, не выдерживая вынужденной бездеятельности, закутанный ребенок присоединяется к веселым сверстникам. Через минуту он становится мокрым от пота и незаметно расстегивает пальто. Утомленный тяжелой одеждой, он садится отдохнуть прямо на снег. Понятно, как это может отразиться на его здоровье!

Особого внимания требует одежда в переходное время— осенью и весной.

Не следует спешить с переходом на зимнюю одежду — лучше, когда холодно, надеть под осеннее пальто или курточку свитер.

С наступлением теплых дней идет постепенное облегчение одежды: освобождение от колгот, теплых носков; позднее ребята ходят в одном платье, в носочках, затем — в трусиках и майках.

Дети должны быть также приучены пользоваться прохладной водой для умывания, для мытья ног. Лицо и руки они очень быстро привыкают мыть обыкновенной водопроводной водой. В летнее время надо научить их умываться до пояса и мыть ноги прохладной водой. Младшие нуждаются при этом в помощи, а старшие могут делать сами, под наблюдением взрослых. Умываться таким образом лучше всего утром.

Ноги моют (обычно перед сном) тепловатой, а потом прохладной водой.

Летом полезно ходить босиком: кожа ступни становится менее чувствительной к охлаждению, укрепляется костно-мышечный и связочный аппарат стопы, что важно для предупреждения плоскостопия.

Привычку умываться до пояса и мыть ноги прохладной водой следует сохранить и зимой. Вода должна быть комнатной температуры.

Из специальных мер закаливания для дошкольников рекомендуются: солнечно-воздушные и воздушные ванны, обтирания, обливания, купание в естественном водоеме (реке, озере, море). Выбирая ту или иную меру закаливания, надо посоветоваться с врачом.

Перечислим кратко правила применения специальных мер закаливания.

Солнечно-воздушные ванны

Дети принимают солнечно-воздушные ванныНа открытой солнечной площадке ставят раскладушку, на которую ложится ребенок ногами «к солнцу». Если почва совершенно сухая, можно принимать солнечные ванны и лежа на земле, подстелив одеяло. Голова должна быть в тени или ее нужно прикрыть панамкой, легкой белой косынкой.

Первая ванна продолжается всего 4 минуты, через каждые две ванны время приема увеличивается еще на 4 минуты — и так до 20 минут для трех-четырехлетних, до 25-30 минут для пяти-шестилетних.

Принимая солнечную ванну, ребенок поворачивается поочередно к солнцу спиной, правым и левым боком, грудью. По окончании обмывается водой температуры + 26-25 градусов; затем вытирается и отдыхает около получаса в тени. При вынужденном перерыве в приеме солнечных ванн начинать их надо с дозировки последней ванны. В случае перегревов ребенку нужно оказать первую помощь при солнечном ударе об этом можно почитать здесь.

Воздушные ванны

воздушные ванныНекоторым детям по совету врача солнечные ванны заменяют воздушными, и тогда раскладушку ставят в тени; дозировка, в основном, та же.

Но чаще воздушные ванны принимаются не в положении лежа, а в движении; в теплые дни — на затененной площадке, в прохладные — на солнечной площадке. При этом, при освобождении ребенка от одежды проявляют осторожность. С установлением летней теплой погоды он остается во время ванны в одних трусах.

В прохладный день надо дать детям сначала немного побегать, а потом предложить им интересные задания подвижного характера: покатать обруч, попрыгать через скакалку и т. п. В теплые дни воздушные ванны в движении носят более спокойный характер (бросание и ловля мяча, непродолжительный бег, метания мяча в цель и т. п.).

Продолжительность воздушных ванн в движении увеличивается постепенно. Первое время они длятся 4-5 минут, а затем доходят до 15-20 минут.

Обтирание начинают с температуры воды примерно +30-32 градуса. Обтирают руки и ноги по направлению к туловищу, затем шею, грудь, живот, спину, каждый раз растирая тело полотенцем «докрасна». Когда выработается привычка к такой температуре, переходят к обтиранию всего тела сразу. Обтирание производят варежкой, сшитой из вафельной или мохнатой полотенчатой ткани, воду слегка отжимают. Температура воды каждые 2-3 дня снижается на 1 градус. Для трех-четырехлетних детей ее доводят до +22-20, а для пяти-шестилетних — до +18.

Обтирание надо делать ежедневно. В случае вынужденного перерыва на 1-2 дня повторяется дозировка последнего раза. При более длительном перерыве, особенно после болезни ребенка, температура воды первое время дается на 3-4 выше.

Обливание всего тела оказывает сравнительно более сильное действие — поэтому температуру воды снижают медленнее: вначале через 3 дня, а потом через 4-5 на 1 градус.

Купание

Дошкольник закаливается водойДетей дошкольного возраста можно купать в открытом водоеме с проточной, незагрязненной водой, ровным, не илистым дном, без ям и подводных течений. Начинать купание надо при установившейся погоде, при температуре воды не меньше + 22. Но если по условиям климата ждать такой температуры долго, можно начать купание раньше, предварительно подготовив детей обливаниями (с постепенным снижением температуры воды).

Начинают купание с 2-3 минут и постепенно доходят до 5-8 минут. При этом необходимо внимательно следить за самочувствием детей. Ни в коем случае не допускать озноба, а тем более посинения губ. При первых признаках озноба надо прекратить купание, сильно растереть ребенка и предложить ему побегать, чтобы согреться.

Когда он привыкнет к купанию, не следует прекращать его и в более прохладные дни (например, при температуре воды +18). Но в такие дни находиться в воде надо очень недолго (2-3 минуты), после чего быстро досуха вытереться полотенцем и одеться теплее обычного.

Дошкольники обязательно должны купаться под присмотром старших и выходить из воды по первому их зову.

Детей 5 лет уже можно обучать плаванию, во всяком случае приучать не бояться воды, свободно передвигаться в ней.

О закаливании физически менее крепких детей

Вполне естественно, что родители с особой тревогой и заботливостью относятся к детям, физически менее крепким, часто болеющим, стараются создать им возможно лучшие условия, берегут их. Однако это оберегание не должно быть чрезмерным.

Постоянное внушение, что можно простудиться, заболеть, угнетающе действует на психику ребенка, нервная система которого и так бывает нередко ослаблена. А между тем хорошее, бодрое настроение — одно из основных условий укрепления детского организма.

По совету врача надо выбрать для слабого ребенка подходящий вид закаливания и последовательно проводить его. Меры закаливания, в основном, те же, что для здоровых детей. Но здесь нужна большая постепенность. При водных процедурах температура воды снижается медленнее, солнечные ванны назначаются не сразу на всю поверхность тела — обнажение идет по частям и т.д.

Систематическое использование естественных сил природы в целях закаливания в сочетании с правильным режимом жизни нередко укрепляет физически менее крепких детей и без применения лекарственного лечения.

Понравилась статья? Опубликуй её в социальной сети