Как правильно делать утреннюю гимнастику с ребенком (дошкольником) в домашних условиях?

Автор | 15.11.2016

Мама с детьми занимается гимнастикой утромСистематическое занятие утренней гимнастикой — ценное средство оздоровления и воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок приучается каждое утро выполнять физические упражнения и уже не отступает от этого в дальнейшем.

Как правильно делать?

Как правильно проводить гимнастику, чтобы она дала положительные результаты?

Несколько десятков лет назад во многих семьях взрослые каждое утро делали гимнастику по радио, сейчас это возможно при помощи телевизора. Могут ли присоединиться к ним дошкольники? Конечно нет. Упражнения, предназначенные для взрослых, в большинстве случаев трудны и утомительны для детей, а многие могут даже принести вред. Например, непригодны упражнения в упоре (у стола, стула). Они требуют хорошо развитой мышечной системы, чего нет у маленького ребенка; кроме того, дают большую нагрузку на сердце, что совершенно недопустимо для дошкольника. Не годятся и сильные наклоны туловища назад: они только могут ухудшить осанку ребенка.
Гимнастика для дошкольников должна быть проста, доступна им, интересна. Полезны упражнения, укрепляющие крупные мышцы спины, живота, рук и ног. А это, в будущем, поможет ребенку легко научится подтягиваться на турнике. Эти упражнения должны носить преимущественно имитационный (подражательный) характер.
Упражнение дровосекНапример, поднять руки вперед, вверх, в стороны на уровне плеч и опустить (в этом упражнении, способствующем укреплению мышц спины, плечевого пояса, дети подражают движению колеса) или поднять сцепленные руки над головой, наклонить туловище вниз, сгибая колени, одновременно опуская руки между коленями (это упражнение дети обычно называют «дровосек», оно укрепляет преимущественно мышцы спины и живота) — смотрите рисунок.
Для младших дошкольников (3-4 лет) выбирают еще более легкие упражнения: поднять руки в стороны, помахать ими и опустить вниз («птичка машет крыльями»), присесть на корточки, похлопать по коленям и встать («птичка клюет зерно»),
В утренней гимнастике надо придерживаться определенной последовательности: сначала проводить упражнения, требующие от ребенка меньшей затраты сил, — в них участвуют мышцы плечевого пояса, рук и спины, а затем упражнения с большей нагрузкой — для укрепления мышц ног и живота (сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Заканчивается гимнастика бегом или подпрыгиванием, после чего следует спокойная ходьба.
Количество упражнений в утренней гимнастике не должно быть велико: для младших дошкольников — 3-4 упражнения, для пяти-шестилетних — 4-5 упражнений, не считая бега или подпрыгиваний, которые каждый раз включаются в утреннюю гимнастику.

Пару вариантов упражнений для детей 3-4 лет можно увидеть здесь, а также для 5-6 летних деток в этой статье.

Условия для проведения и примеры

Перед тем как ребенок встанет с кровати после сна, откройте форточку на 5-10 минут, чтобы хорошо проветрить комнату.
В холодное время года (поздняя осень, зима) форточку слегка приоткройте или завесьте марлей, чтобы струя холодного воздуха не попадала непосредственно на ребенка. Весной и летом гимнастику надо делать при открытых окнах или на воздухе.
Дошкольник должен быть приучен предварительно перед выполнением утренней гимнастики опорожнять мочевой пузырь и прямую кишку. Затем ребенок становится на коврик и начинает делать упражнения. Взрослый показывает, а он повторяет.

  • Встаньте напротив и, убедившись, что ребенок встал прямо, немного отведя плечи назад, опустив вдоль туловища руки, слегка расставив ноги, начинайте показывать упражнения.
  • Первое упражнение: хлопнуть в ладоши перед грудью и убрать руки за спину, поднять руки в стороны-вверх, поднимаясь при этом на носки, потягиваясь (со вдохом через нос), опустить руки через стороны вниз и встать на всю ступню (с выдохом).
  • Следующие упражнения: присесть на корточки, дотронуться руками до пола и выпрямиться; сесть на пол, ноги скрестить, положить голову на одно колено и выпрямиться. То же, но положить голову на другое колено.

Каждое из этих упражнений повторяется по 6—7 раз, с короткой паузой посередине. Когда все упражнения будут выполнены, предложите ребенку побегать (легко, на носках) по комнате. Продолжительность бега — 25—30 секунд.

девочка занимается гимнастикойЕсли в комнате тесно, можно заменить бег прыжками. Ребенок на том месте, где стоит, подпрыгивает 7—8 раз подряд (ноги вместе или на ширине плеч), после подпрыгиваний делает 7—8 шагов на месте. Все это повторяется раза три подряд. Затем можно несколько раз спокойно поднять руки в сторону (со вдохом через нос) и опустить их (с выдохом); поднять руки вверх, пошире плеч (со вдохом) и опустить (с выдохом).
За дыханием ребенка во время выполнения всех упражнений надо следить постоянно! Вдох делается в момент, наиболее благоприятствующий расширению грудной клетки. Например, при выпрямлении туловища и потягивании — вдох, а при наклоне туловища — выдох. Важно, чтобы ребенок не задерживал дыхания, дышал через нос.
Когда он научится делать упражнения самостоятельно, лучше все же кому-нибудь из взрослых (родителям, старшей сестре или брату) проделывать их вместе с ним или хотя бы находиться подле, следя за выполнением им упражнений, предупреждая и исправляя возможные ошибки. Например, ребенок может забыть последовательность упражнений, занять неправильное исходное положение, слишком быстро или, наоборот, медленно производить движения.
Старший может напомнить порядок упражнений, поправить положение тела, побудить занимающегося к энергичным движениям. Показывать упражнение надо «зеркальным способом»: встав лицом к ребенку, делать движение в том направлении, в котором он должен его выполнить. Например, чтобы он поднял правую ногу, показывающий должен поднять левую. Проделывая вместе с ним упражнение, можно иногда давать направляющие указания, например: «присядь пониже, а теперь встань, выпрямись получше», «еще раз присядь, дыши через нос» и т. п.
Правильному выполнению упражнений помогает использование игрушек, некоторых предметов: флажков, гимнастических палок, коротких шнуров, обручей, мячей. Дошкольнику понятнее и интереснее выполнять упражнения с предметами — не просто нагнуться, а суметь положить на пол флажок, не сгибая при этом ног; сидя на полу, повернуть туловище и положить позади мяч; присесть, держась за спинку стула, и встать.

К условиям можно также отнести и питание ребенка. Каждый день ребенок должен употреблять полезные продукты питания для растущего организма, о который вы можете почитать в этой статье.

Как заинтересовать ребенка?

Для оживления утренней гимнастики можно придать ей некоторую образность, сюжетность.
Это выражается в передаче детьми в движениях характерных черт изображаемого. Например, можно изображать, как птицы машут крыльями (поднимание рук в стороны и опускание вдоль туловища), как двигаются колеса паровоза или автомобиля (кругообразные движения обеими руками одновременно). Можно подражать определенным действиям — «плавать», «грести».
Взрослому можно сочинить целый рассказ, который ребенок изобразит в действии. Например: «Вот Аня идет на вокзал (шаг на месте), едет на поезде (вращательные движения руками), собирает грибы (наклоны туловища вперед и выпрямления), прыгает через скакалку (прыжки на месте), возвращается домой (ходьба по комнате)». При этом необходимо следить, чтобы дети выполняли движения правильно, энергично — иначе от них будет мало пользы.
Надо избегать сюжетов и образов, непонятных дошкольнику или неудобных для воспроизведения в движениях, так как такое подражание может привести к неправильным представлениям, небрежному выполнению движений.
Маленьким детям быстро надоедают длительные, многократные повторения одного и того же упражнения — поэтому через 5—6 дней старые упражнения следует заменять новыми.

Хороший пример утренней гимнастики на видео

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Опубликуй её в социальной сети